Пробовали ли Вы рассмотреть Мону Лизу в сильном приближении, чтобы глаз на весь экран?.. Или губы?..
Вы застынете в полном недоумении, потому что невозможно найти ни одного мазка... Даже самого крошечного! Можно приближать изображение сколько угодно... Долго...
Вы их никогда не увидите, даже если вооружитесь микроскопом. Более того, когда исследователи сделали рентген Моны Лизы, то тоже не увидели ни одного мазка.
Зато обнаружили кое-что невообразимое — 30 тончайших слоёв краски! Вы даже представить не можете, насколько тонких — в 1 микрометр!..
Для сравнения диаметр человеческого волоса — 80 микрометров! Оказалось, что мазки там есть, но каждый мазок... длиной в ¼-ю (одну четвёртую) миллиметра!!!
Леонардо с помощью лупы наносил сеть вот таких микро-штрихов кистью, а потом уже наносил слой тончайшей краски. И так 30 раз: слой штрихов, слой краски. Так получилось живописное волшебство!
Мягчайшие переходы от цвета к цвету. Ощущение, что женщину обволакивает воздух... Тончайшие тени...
Отсюда вся эта загадочность Моны Лизы. Не просто так Вам кажется, что она сейчас заговорит, что она сейчас вздохнёт...
«Сфумато» — это «живая вода» Леонардо да Винчи.
Леонардо сделал все, чтобы Мона Лиза казалась живой!..
Если художник использует «сфумато», то значит вы не увидите чётких линий и резких переходов от цвета к цвету.
Наоборот, один цвет будет мягко перетекать в другой.
При этом создаётся иллюзия еле заметной дымки между зрителем и изображением.
С итальянского — «sfumato», как раз и переводится — «дымка»...